Ерохин Владимир Алексеевич
учитель трудового обучения
Педагогический стаж: 35 лет
Награды:
- Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР (1986 год)
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности.
учитель трудового обучения
Педагогический стаж: 35 лет
Награды:
- Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР (1986 год)
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности.
Психолого-педагогические основы формирования трудовых умений и навыков обучающихся
При обучении учащихся формируются их трудовые умения и навыки. Что представляют собой умения и навыки? Трудовые умения и навыки представляют собой различные уровни усвоения трудовых действий по выполнению рабочих операций строгания, резания, рубки, сверления и др.
Различают два уровня усвоения: первичный и высший. Первичный уровень характеризуется правильным, но неуверенным и медленным выполнением действия, с сознательным контролем каждого его элемента. Такой уровень усвоения действия получил название умения.
Например, если обучающийся усвоил правильную рабочую стойку при обработке изделия рашпилем, хватку и балансировку рубанка, то, следовательно, он приобрел умение строгания, даже, если наблюдается некоторая скованность, медлительность и неуверенность в движениях. Для выполнения каждого трудового действия необходимо соответствующее умение. Поэтому умений требуется столько, сколько существует различных конкретных видов трудовых действий.
В процессе обучения с помощью систематических, постоянно проводимых упражнений умения совершенствуются, достигая своего высшего уровня, который обеспечивает точное, быстрое и уверенное выполнение действия с контролем за его конечным результатом. Такой (высший) уровень усвоения действия получил название навыка. При сформированном навыке выполнение действия достигает автоматизма.
Формирование умений и навыков - процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний. Этим и объясняется тот факт, что знаний у обучающегося всегда больше, чем умений и навыков. Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, обучающийся осуществляет его мысленно, поэтому и формирование умения начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах и цели, рабочем инструменте, с помощью которого, оно будет выполнено, материале, подлежащем обработке, и других необходимых знаний.
Как сформировать правильное выполнение трудового действия? Решающее значение здесь имеет формирование образа действия. Для чего нужен образ действия? Какую роль играет он при формировании умений и навыков?
Образ действия – это представление о содержании и способе выполнения трудового действия. Он ориентирует обучающегося при выполнении действия. От его совершенства, полноты и точности зависит эффективность практического выполнения действия и формирования умения.
Создать образ действия помогают методы: беседа, объяснение, рассказ и показ... (читать полностью)