Внедрение инновационных технологий –
одно из важнейших условий повышения эффективности обучения детей
одно из важнейших условий повышения эффективности обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
(Тихонова Т.И., учитель трудового обучения, руководитель МО учителей-предметников)
Главной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной трудовой деятельности и адаптация их в обществе.
Сегодня, когда объем информации, растет с каждым днем, невозможно представить специалиста в любой профессии без знаний информационных компьютерных технологий (ИКТ).
С появлением в нашей школе первых компьютеров, свободный доступ к ним использовался не в учебных целях, а в основном для игр, это было своего рода поощрением за хорошее поведение. Компьютеры не использовались при изучении предметных областей.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, Power Point, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств. Для этого учителями школы была разработана модернизированная рабочая программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ компьютерной грамотности. Но, к сожалению, из-за отсутствия экономических возможностей (часов на дополнительное образование) не всегда имеется возможность реализовать её. В связи с этим, дополнительная нагрузка по обучению детей работе на компьютере ложится на плечи учителей-предметников.
Тем не менее, работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения эффективности обучения и развития способностей обучающихся с ОВЗ, наш педагогический коллектив убедился в том, что наибольший эффект осуществляется при использовании инновационных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретают информационные компьютерные технологии. Внедрение ИКТ, прежде всего, положительно сказывается на развитии самостоятельности обучающихся и гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, решаются социальные задачи.
В нашей школе ИКТ используются:
как источники информации и средства:
как источники информации и средства:
· для разработки и оформления творческих проектов обучающимися (оформления пояснительных дизайн-папок, создания презентаций и др.)
· для дополнительного образования обучающихся (создания объявлений, открыток, молний, стенгазет, рекламы изделий, фотоальбомов, видеофильмов и других электронных работ).
для поддержки изучения различных предметных дисциплин: (Медиа-уроки, Интернет-уроки)
· для создания методических разработок;
· для существенного расширения наглядности обучения;
· как средство оперативного контроля за усвоением обучающимися знаний и умений.
С увеличением количества компьютеров в школе значительно повысилась результативность обучения. Применение информационных компьютерных технологий позволяет повысить интеллектуальный уровень детей с нарушениями развития и облегчает решение практических задач. Преимущества использования ИКТ технологий очевидны:
Традиционное обучение |
с использованием ИКТ |
Пассивное изучение, основанное на теории
Один источник
Изолированная работа
Передача информации
Изучение фактов и сведений
В центре процесса - учитель |
Активное «извлечение уроков», основанное
на самостоятельной творческой работе
Интернет. Мультимедиа
Совместная работа
Обмен информацией
Критическое мышление и выработка решений
В центре процесса - ученик |
Компьютер в нашей школе используется обучающимися, как информационно-справочная система и как инструмент при разработке творческих проектов, для создания творческих проектов, которые ориентированы на изучение законченной учебной темы, учебного раздела или курса. А так же по интересующим обучающихся вопросам. Выполняются проекты при подготовке к экзаменам, к школьной трудовой Олимпиаде, к Смотру работ (ИКТ) и т.д с использованием ИКТ. С течением времени они становятся все более интересными и содержательными.
На этапе проектирования работы компьютер помогает создавать рисунки, модели, конструкцию (чертежи) в программе Paint. Обучающиеся учатся создавать изображения символов по уходу за одеждой (выполняют этикетки изделий). Создаётся образ будущего изделия в виде эскизов, технических рисунков и т.д. С помощью программы Word разрабатывается описание моделей, технологические карты последовательности обработки изделия, создаются схемы, таблицы, проводятся экономические расчеты затрат на его создание (программа Калькулятор), отчеты о выполнении творческих проектов и т.д.
Для защиты своего проекта на экзамене, школьной трудовой Олимпиаде или Смотре работ ИКТ, обучающиеся выполняют презентации в программе PowerPoint, видеоролики в программе Movie Maker.
Применение инновационных педагогических технологий
• позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• способствует
- коррекции недостатков и развитию ориентации детей с ОВЗ в информационном пространстве;
- формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;
- формированию навыков рефлексии;
- формированию умению публично выступать;
- обретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе.
Учителя школы считают, что внедрение информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс повысило уровень мотивации детей с ОВЗ к обучению, им стало значительно легче и интереснее учиться!