ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
(Шиловский Михаил Владимирович, учитель истории)
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, сами представления фрагментарны, искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Наши ученики вследствие нарушения познавательной деятельности не могут адекватно воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе какой – то один метод не может быть ведущим в течение всего урока. Только сочетание различных методов и приёмов обучения, использование инновационных, в том числе компьютерных технологий, обеспечивают разнообразие видов учебной деятельности, позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.
Информационно-компьютерные технологии использую на уроках истории в течение четырёх лет. За этот период была создана библиотека электронных материалов по предмету «История Отечества» в 7-9 классах. Библиотека регулярно пополняется, а сами материалы - адаптируются в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Также большое значение имеет работа над методикой использования созданных пособий, в частности, поиск и апробация форм их использования.
На своих уроках применяю информационно-компьютерные технологии в следующих формах:
1. Использование мультимедийной презентации в течение урока позволяет как применять задания для фронтальной работы, так и реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся:
- обязательное задание коррекционной направленности для повторения пройденного материала, подготовки к изучению новой темы (найди лишнее, сравни, соотнеси, составь слово, раздели на группы по определённому признаку);
- задачи урока, которые можно напоминать в течение занятия (осознанное целеполагание – важный критерий успешности урока);
- алгоритмы и подсказки для выполнения заданий (что значит «доказать», как подготовиться к пересказу отрывка статьи, указание абзацев и вопросов для чтения, в том числе с учётом индивидуальных особенностей отдельных обучающихся); - подведение итога урока, например, в виде текста с пропущенными словами или итоговой схемы.
- обязательное задание коррекционной направленности для повторения пройденного материала, подготовки к изучению новой темы (найди лишнее, сравни, соотнеси, составь слово, раздели на группы по определённому признаку);
- задачи урока, которые можно напоминать в течение занятия (осознанное целеполагание – важный критерий успешности урока);
- алгоритмы и подсказки для выполнения заданий (что значит «доказать», как подготовиться к пересказу отрывка статьи, указание абзацев и вопросов для чтения, в том числе с учётом индивидуальных особенностей отдельных обучающихся); - подведение итога урока, например, в виде текста с пропущенными словами или итоговой схемы.
2. Использование видеофрагментов на уроках истории способствует развитию образного восприятия прошлого, расширяет кругозор обучающихся:
- использование видеофрагмента для иллюстрации отдельных вопросов;
- использование серии видеофрагментов для раскрытия темы урока;
- использование видеофрагмента для проверки усвоения пройденного материала. Видеофрагменты создаются в видеоредакторах c соблюдением ряда требований:
- продолжительность ролика не превышает 3-5 минут;
- каждый ролик освещает один вопрос или разбит на несколько частей подзаголовками, которые помогают ученикам ориентироваться в увиденном;
- обучающимся предлагаются вопросы для обсуждения;
- обязательно указывать название фильма, киностудии, год выпуска и фамилию режиссера с целью соблюдения статей Гражданского Кодекса РФ, касающихся авторского права.
- использование видеофрагмента для иллюстрации отдельных вопросов;
- использование серии видеофрагментов для раскрытия темы урока;
- использование видеофрагмента для проверки усвоения пройденного материала. Видеофрагменты создаются в видеоредакторах c соблюдением ряда требований:
- продолжительность ролика не превышает 3-5 минут;
- каждый ролик освещает один вопрос или разбит на несколько частей подзаголовками, которые помогают ученикам ориентироваться в увиденном;
- обучающимся предлагаются вопросы для обсуждения;
- обязательно указывать название фильма, киностудии, год выпуска и фамилию режиссера с целью соблюдения статей Гражданского Кодекса РФ, касающихся авторского права.
3. Работа с мультимедийной презентацией в режиме редактирования - по одному, в парах, фронтально, на этапах повторения, закрепления материала, на уроках систематизации и обобщения по теме, позволяет:
- совершенствовать навыки работы в программе PowerPoint (набор текста, перемещение объектов, выделение объектов);
- решать задачи по коррекции психических процессов через различные упражнения (подбор однокоренных слов, составление определения, словарная работа, задания на классификацию, решение проблемной ситуации).
- совершенствовать навыки работы в программе PowerPoint (набор текста, перемещение объектов, выделение объектов);
- решать задачи по коррекции психических процессов через различные упражнения (подбор однокоренных слов, составление определения, словарная работа, задания на классификацию, решение проблемной ситуации).
Скачать Шиловский М.В. Пример презентации для редактирования "Наши предки - восточные славяне. 7 класс"
Скачать Шиловский М.В. "Пояснительная записка к презентации для редактирования"
Скачать Шиловский М.В. "Пояснительная записка к презентации для редактирования"
4. Работа с Интернет-ресурсами на уроках истории в коррекционной школе имеет определённые ограничения в связи с большим объёмом и сложностью предлагаемой информации. Поэтому перед началом работы в Интернет необходимо подготовить обучающихся: познакомить с сайтом и способами навигации на нём, сформулировать задание с указанием раздела сайта, где можно найти требуемую информацию.
Ещё одной интересной возможностью использования Интернет являются виртуальные экскурсии в исторические музеи, архитектурные ансамбли. Но полноценное использование этих ресурсов возможно только при наличии канала связи в несколько мегабит/сек.
Ещё одной интересной возможностью использования Интернет являются виртуальные экскурсии в исторические музеи, архитектурные ансамбли. Но полноценное использование этих ресурсов возможно только при наличии канала связи в несколько мегабит/сек.
5. Одной из форм проверки знаний обучающихся является тестирование, в том числе организованное с помощью специальных компьютерных программ, например - MyTestX. Эта бесплатная, простая в работе программа предлагает:
- 9 типов заданий для тестирования;
- удобный редактор для создания тестов с богатыми возможностями форматирования вопросов и ответов;
- несколько режимов работы, в том числе обучающий режим, где тестируемому выводятся сообщения об его ошибках и может быть показано объяснение к заданию;
- несколько систем оценивания, любую из которых можно выбрать и настроить;
- возможность организации как локального, так и сетевого тестирования.
Созданные тесты легко редактируются, что, например, позволяет быстро создать несколько вариантов для обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей.
- 9 типов заданий для тестирования;
- удобный редактор для создания тестов с богатыми возможностями форматирования вопросов и ответов;
- несколько режимов работы, в том числе обучающий режим, где тестируемому выводятся сообщения об его ошибках и может быть показано объяснение к заданию;
- несколько систем оценивания, любую из которых можно выбрать и настроить;
- возможность организации как локального, так и сетевого тестирования.
Созданные тесты легко редактируются, что, например, позволяет быстро создать несколько вариантов для обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории даёт свои положительные результаты:
1. Первое и самое главное - это повышение мотивации к изучению истории. Узнать что-то новое не из привычного рассказа учителя или статьи учебника, а с помощью современных технических средств – это привлекает учеников и помогает им концентрироваться на изучаемом материале.
1. Первое и самое главное - это повышение мотивации к изучению истории. Узнать что-то новое не из привычного рассказа учителя или статьи учебника, а с помощью современных технических средств – это привлекает учеников и помогает им концентрироваться на изучаемом материале.
2. Расширение кругозора обучающихся. Использование различных видеоматериалов, материалов из сети Интернет способствуют более качественному формированию исторических представлений: ученики могут увидеть, чем и как торговали во времена древних славян, как проходил суд во времена Ярослава Мудрого, посмотреть на токарную мастерскую Петра I и сравнить её со школьной мастерской, увидеть последствия применения ядерного оружия. Эта информация даёт дополнительный материал, который используется в беседе или при выполнении самостоятельной работы, обогащает и активизирует словарь, даёт дополнительные возможности для коррекции памяти, внимания, воображения, мышления.
3. Овладение обучающимися навыками работы на компьютере и в сети Интернет является одним из элементов социализации обучающихся коррекционной школы: уметь управлять компьютером, получить элементарные навыки работы в офисных программах и в сети Интернет. (читать полностью)