|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
(Шиловский Михаил Владимирович, учитель истории)
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, сами представления фрагментарны, искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Наши ученики вследствие нарушения познавательной деятельности не могут адекватно воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе какой – то один метод не может быть ведущим в течение всего урока. Только сочетание различных методов и приёмов обучения, использование инновационных, в том числе компьютерных технологий, обеспечивают разнообразие видов учебной деятельности, позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.
Информационно-компьютерные технологии использую на уроках истории в течение четырёх лет. За этот период была создана библиотека электронных материалов по предмету «История Отечества» в 7-9 классах. Библиотека регулярно пополняется, а сами материалы - адаптируются в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Также большое значение имеет работа над методикой использования созданных пособий, в частности, поиск и апробация форм их использования.
На своих уроках применяю информационно-компьютерные технологии в следующих формах:
1. Использование мультимедийной презентации в течение урока позволяет как применять задания для фронтальной работы, так и реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся: - обязательное задание коррекционной направленности для повторения пройденного материала, подготовки к изучению новой темы (найди лишнее, сравни, соотнеси, составь слово, раздели на группы по определённому признаку); - задачи урока, которые можно напоминать в течение занятия (осознанное целеполагание – важный критерий успешности урока); - алгоритмы и подсказки для выполнения заданий (что значит «доказать», как подготовиться к пересказу отрывка статьи, указание абзацев и вопросов для чтения, в том числе с учётом индивидуальных особенностей отдельных обучающихся); - подведение итога урока, например, в виде текста с пропущенными словами или итоговой схемы.
2. Использование видеофрагментов на уроках истории способствует развитию образного восприятия прошлого, расширяет кругозор обучающихся: - использование видеофрагмента для иллюстрации отдельных вопросов; - использование серии видеофрагментов для раскрытия темы урока; - использование видеофрагмента для проверки усвоения пройденного материала. Видеофрагменты создаются в видеоредакторах c соблюдением ряда требований: - продолжительность ролика не превышает 3-5 минут; - каждый ролик освещает один вопрос или разбит на несколько частей подзаголовками, которые помогают ученикам ориентироваться в увиденном; - обучающимся предлагаются вопросы для обсуждения; - обязательно указывать название фильма, киностудии, год выпуска и фамилию режиссера с целью соблюдения статей Гражданского Кодекса РФ, касающихся авторского права.
3. Работа с мультимедийной презентацией в режиме редактирования - по одному, в парах, фронтально, на этапах повторения, закрепления материала, на уроках систематизации и обобщения по теме, позволяет: - совершенствовать навыки работы в программе PowerPoint (набор текста, перемещение объектов, выделение объектов); - решать задачи по коррекции психических процессов через различные упражнения (подбор однокоренных слов, составление определения, словарная работа, задания на классификацию, решение проблемной ситуации).
4. Работа с Интернет-ресурсами на уроках истории в коррекционной школе имеет определённые ограничения в связи с большим объёмом и сложностью предлагаемой информации. Поэтому перед началом работы в Интернет необходимо подготовить обучающихся: познакомить с сайтом и способами навигации на нём, сформулировать задание с указанием раздела сайта, где можно найти требуемую информацию. Ещё одной интересной возможностью использования Интернет являются виртуальные экскурсии в исторические музеи, архитектурные ансамбли. Но полноценное использование этих ресурсов возможно только при наличии канала связи в несколько мегабит/сек.
5. Одной из форм проверки знаний обучающихся является тестирование, в том числе организованное с помощью специальных компьютерных программ, например - MyTestX. Эта бесплатная, простая в работе программа предлагает: - 9 типов заданий для тестирования; - удобный редактор для создания тестов с богатыми возможностями форматирования вопросов и ответов; - несколько режимов работы, в том числе обучающий режим, где тестируемому выводятся сообщения об его ошибках и может быть показано объяснение к заданию; - несколько систем оценивания, любую из которых можно выбрать и настроить; - возможность организации как локального, так и сетевого тестирования. Созданные тесты легко редактируются, что, например, позволяет быстро создать несколько вариантов для обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории даёт свои положительные результаты: 1. Первое и самое главное - это повышение мотивации к изучению истории. Узнать что-то новое не из привычного рассказа учителя или статьи учебника, а с помощью современных технических средств – это привлекает учеников и помогает им концентрироваться на изучаемом материале.
2. Расширение кругозора обучающихся. Использование различных видеоматериалов, материалов из сети Интернет способствуют более качественному формированию исторических представлений: ученики могут увидеть, чем и как торговали во времена древних славян, как проходил суд во времена Ярослава Мудрого, посмотреть на токарную мастерскую Петра I и сравнить её со школьной мастерской, увидеть последствия применения ядерного оружия. Эта информация даёт дополнительный материал, который используется в беседе или при выполнении самостоятельной работы, обогащает и активизирует словарь, даёт дополнительные возможности для коррекции памяти, внимания, воображения, мышления.
3. Овладение обучающимися навыками работы на компьютере и в сети Интернет является одним из элементов социализации обучающихся коррекционной школы: уметь управлять компьютером, получить элементарные навыки работы в офисных программах и в сети Интернет. ( читать полностью)
| |