Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
МБОУ СОШ №1
Коррекционные классы


Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | RSS

ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Меню сайта
Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
 
      Шиловский Михаил Владимирович
         учитель истории, социально-бытовой ориентировки


         Педагогический стаж: 19 лет
         Награды:
         - Почётная грамота отдела образования администрации Ковдорского района (2000 год)
         - Почётная грамота Комитета по образованию администрации Мурманской области (2008 год) 
         - Благодарственное письмо Министерства образования и науки Мурманской области (2016 год)
         

         Квалификационная категория: высшая.
 
 
 
Использование активных форм обучения на уроках истории Отечества
 в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
 
      Технологию проблемно-диалогиче­ского обучения можно использовать на уроках истории Отечества начиная с 7 класса, прежде всего - на уроках изуче­ния нового материала.
      Чтобы создать проблемный урок, нужно провести детей через 4 этапа творчества:
1. Постановка проблемы (противоречие между двумя фактами, подводящий диалог).
2. Поиск решения (самый сложный – через выдвижение и проверку гипотез).
3. Выражение решения.
4. Реализация продукта.
      Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необхо­димо:
- не забывать о типе вводимого на уроке знания;
- учитывать уровень подготовленности и развития обучающихся с целью реализации индивидуального и дифференцированного подхода;
- проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипоте­зы учащихся и оптимальные формы работы;
- продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), че­рез художественный образ (дома, по желанию).
 
      Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов на уроках, становятся три основных ме­тода:
1) проблемное изложение;
2) эвристическая беседа;
3) исследовательский метод.
      Данные методы различаются степе­нью познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками.
 
      Проблемное изложение характери­зуется лишь относительной самостоя­тельностью детей: они главным обра­зом следуют за рассуждением учителя. Из содержания предмета учителю необ­ходимо вычленять эпизоды, содержа­щие информацию, в которой хорошо просматриваются причинно-следствен­ные связи. На начальной ступени обу­чения рекомендуется сочетание проб­лемного изложения с беседой эвристи­ческого характера, с практическими заданиями (наблюдением, анализом текста), средствами наглядности.
      Пример: 7-й класс, тема «Проникновение новгородцев на Крайний Се­вер в XI – XII веках». Дети следят за повествованием учи­теля. По ходу рассказа они работают с контурными картами, которые являются для них опорой при анализ повествования, решения возникающих проблемных ситуаций.
 
 
      В системе методов проблемного обу­чения доминирующее место отводится эвристической беседе, т.е. вопросно-ответной форме обучения, при которой учитель не сообщает учащимся гото­вых знаний, но грамотно выстроенной цепочкой вопросов подводит к новым понятиям, выводам, правилам жизни. Характерная особенность эвристиче­ской беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая ре­шения. Каждый вопрос представляет логический шаг поиска. Все вопросы взаимосвязаны. Учащимся предостав­ляется частичная самостоятельность, учитель осуществляет руководство, направляя путь поиска. Поиск ориен­тирован на получение знаний, на дока­зательство истинности.
      Структура эвристической беседы определяется набором составляющих: искомое (проблемная задача), способ решения, решение, результат.
      Выделяются 2 формы эвристиче­ской беседы:
1) вопросно - ответная (вопрос учите­ля - ответ учащегося);
2) более сложный вид беседы - свободная (один вопрос учителя предполагает логически следующие друг за другом ответы учащихся без промежуточных вопросов). Начинать обучение в дан­ном случае уместно с групповой фор­мы, когда каждый участник группы продолжает логическую цепочку, на­чатую товарищем.
      Эвристическая бесе­да выполняет важные задачи: позволя­ет анализировать изучаемое событие, соотносить с современностью, формировать глубокие и прочные зна­ния; побуждает к выявлению законо­мерностей в изучаемом материале; помогает нахо­дить причинно-следственные связи, обосновывать свои суждения, опровер­гать ошибочные мнения. Эвристиче­ская беседа развивает активность и самостоятельность учащихся.
 
      Говоря об исследовательском мето­де, подразумевают «обдумывающее наблюдение». Это метод умозаключе­ния от конкретных фактов, самостоя­тельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Учебное исследование имеет следующую структуру:
1) постановка вопроса;
2) предполагаемое решение вопроса (гипотеза);
3) исследование гипотезы;
4) разрешение вопроса и проверка;
5) фиксация результатов и проверка исследования в форме записи, рисунка и др.
      Средством создания проблемных си­туаций при исследовательском методе обучения становятся проблемные зада­чи, вопросы, задания, которые содер­жат в себе объективные противоречия. Этот метод обеспечивает прочное усво­ение новых знаний, позволяет творче­ски применять основные понятия, овладевать чертами творческой деятельности, актуализировать внутрипредметные и межпредметные связи.
      Пример: 7-й класс, тема «Владимиро-Суздальская Русь». На уроке должны быть раскрыты причины, способствовавшие превращению Владимиро-Суздальской Руси в одно из сильнейших княжеств.
      Примерный ход урока:
1. Постановка проблемы (противоречие между двумя фактами).
2. Поиск решения в группах. Особо обращаю внимание обучающихся, что они не соревнуются друг с другом, а работают параллельно в поиске решения проблемы.
3. Ответы групп обучающихся по – очереди. Группы дополняют друг друга.
4. Результаты работы фиксируются, проводится окончательный анализ и выделение трёх основных причин усиления Владимиро-Суздальской Руси.
 
 
      По результатам применения техно­логии могу достоверно утверждать, что она эффективна:
1) в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответ­ственности, способности к сотрудниче­ству;
2) в коррекции недостатков психических процессов (увеличивается объем памяти, повышается произ­вольность внимания, точность и последовательность восприятия, развивается речь);
3) в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обес­печивается сильная мотивация, а пу­тем поиска решения достигается максимально возможное понимание материала.
 
Выступления, участие в конкурсах, открытые  уроки
Февраль 2016 года. Региональная научно-практическая конференция "Историческое образование школьников как средство формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире". Выступление "Изучение региональной истории на уроках в специальных (коррекционных) классах для детей с умственной отсталостью как условие формирования социально-культурной и гражданской идентичности".
 
Октябрь 2016 года. Муниципальный педагогический форум «Состояние системы образования Ковдорского района. Приоритетные направления развития в 2016-2017 учебном году». Выступление "Создание организационно-педагогических условий для реализации особых образовательных потребностей учащихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
 
 
 
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 159
    Поиск
    Погода
    Статистика

    МБОУ СОШ №1 г. Ковдора, коррекционные классы © 2024
    Сервер сайта расположен на территории Российской Федерации
    %