Шиловский Михаил Владимирович
учитель истории, социально-бытовой ориентировки
Педагогический стаж: 19 лет
Награды:
учитель истории, социально-бытовой ориентировки
Педагогический стаж: 19 лет
Награды:
- Почётная грамота отдела образования администрации Ковдорского района (2000 год)
- Почётная грамота Комитета по образованию администрации Мурманской области (2008 год)
- Благодарственное письмо Министерства образования и науки Мурманской области (2016 год)
Квалификационная категория: высшая.
- Почётная грамота Комитета по образованию администрации Мурманской области (2008 год)
- Благодарственное письмо Министерства образования и науки Мурманской области (2016 год)
Квалификационная категория: высшая.
Использование активных форм обучения на уроках истории Отечества
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать на уроках истории Отечества начиная с 7 класса, прежде всего - на уроках изучения нового материала.
Чтобы создать проблемный урок, нужно провести детей через 4 этапа творчества:
1. Постановка проблемы (противоречие между двумя фактами, подводящий диалог).
2. Поиск решения (самый сложный – через выдвижение и проверку гипотез).
3. Выражение решения.
4. Реализация продукта.
Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:
- не забывать о типе вводимого на уроке знания;
- учитывать уровень подготовленности и развития обучающихся с целью реализации индивидуального и дифференцированного подхода;
- проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы;
- продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), через художественный образ (дома, по желанию).
Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов на уроках, становятся три основных метода:
1) проблемное изложение;
2) эвристическая беседа;
3) исследовательский метод.
Данные методы различаются степенью познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками.
Данные методы различаются степенью познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками.
Проблемное изложение характеризуется лишь относительной самостоятельностью детей: они главным образом следуют за рассуждением учителя. Из содержания предмета учителю необходимо вычленять эпизоды, содержащие информацию, в которой хорошо просматриваются причинно-следственные связи. На начальной ступени обучения рекомендуется сочетание проблемного изложения с беседой эвристического характера, с практическими заданиями (наблюдением, анализом текста), средствами наглядности.
Пример: 7-й класс, тема «Проникновение новгородцев на Крайний Север в XI – XII веках». Дети следят за повествованием учителя. По ходу рассказа они работают с контурными картами, которые являются для них опорой при анализ повествования, решения возникающих проблемных ситуаций.
В системе методов проблемного обучения доминирующее место отводится эвристической беседе, т.е. вопросно-ответной форме обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, но грамотно выстроенной цепочкой вопросов подводит к новым понятиям, выводам, правилам жизни. Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. Каждый вопрос представляет логический шаг поиска. Все вопросы взаимосвязаны. Учащимся предоставляется частичная самостоятельность, учитель осуществляет руководство, направляя путь поиска. Поиск ориентирован на получение знаний, на доказательство истинности.
Структура эвристической беседы определяется набором составляющих: искомое (проблемная задача), способ решения, решение, результат.
Выделяются 2 формы эвристической беседы:
1) вопросно - ответная (вопрос учителя - ответ учащегося);
2) более сложный вид беседы - свободная (один вопрос учителя предполагает логически следующие друг за другом ответы учащихся без промежуточных вопросов). Начинать обучение в данном случае уместно с групповой формы, когда каждый участник группы продолжает логическую цепочку, начатую товарищем.
Эвристическая беседа выполняет важные задачи: позволяет анализировать изучаемое событие, соотносить с современностью, формировать глубокие и прочные знания; побуждает к выявлению закономерностей в изучаемом материале; помогает находить причинно-следственные связи, обосновывать свои суждения, опровергать ошибочные мнения. Эвристическая беседа развивает активность и самостоятельность учащихся.
Говоря об исследовательском методе, подразумевают «обдумывающее наблюдение». Это метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Учебное исследование имеет следующую структуру:
1) постановка вопроса;
2) предполагаемое решение вопроса (гипотеза);
3) исследование гипотезы;
4) разрешение вопроса и проверка;
5) фиксация результатов и проверка исследования в форме записи, рисунка и др.
Средством создания проблемных ситуаций при исследовательском методе обучения становятся проблемные задачи, вопросы, задания, которые содержат в себе объективные противоречия. Этот метод обеспечивает прочное усвоение новых знаний, позволяет творчески применять основные понятия, овладевать чертами творческой деятельности, актуализировать внутрипредметные и межпредметные связи.
Пример: 7-й класс, тема «Владимиро-Суздальская Русь». На уроке должны быть раскрыты причины, способствовавшие превращению Владимиро-Суздальской Руси в одно из сильнейших княжеств.
Примерный ход урока:
1. Постановка проблемы (противоречие между двумя фактами).
2. Поиск решения в группах. Особо обращаю внимание обучающихся, что они не соревнуются друг с другом, а работают параллельно в поиске решения проблемы.
3. Ответы групп обучающихся по – очереди. Группы дополняют друг друга.
4. Результаты работы фиксируются, проводится окончательный анализ и выделение трёх основных причин усиления Владимиро-Суздальской Руси.
По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна:
1) в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
2) в коррекции недостатков психических процессов (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, точность и последовательность восприятия, развивается речь);
3) в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается максимально возможное понимание материала.
Выступления, участие в конкурсах, открытые уроки