Деятельность школьного педагога-дефектолога
Уважаемые родители, вы можете обратиться за консультацией к школьному педагогу-дефектологу
Николаевой Людмиле Александровне (рабочий телефон 3-22-09).
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА
Цель работы: обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с ограниченными возможностями в образовательной среде.
В соответствии с этим определяются конкретные формы и содержание деятельности специалиста в рамках сопровождения. Все они являются традиционными.
Первое направление деятельности – диагностика. Диагностическое обследование проводится с целью выявления отклонений в развитии детей, определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений в развитии. С этой целью используются различные формы диагностической работы.
Первичная диагностика осуществляется в начале года, по мере поступления вновь поступивших обучающихся. Итоги диагностики учитель-дефектолог представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Психодиагностические данные необходимы:
а) для составления социально-психологического портрета воспитанника;
б) для определения путей и форм оказания коррекционно-развивающей помощи;
в) для разработки индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих программ.
Помимо этого вида диагностики осуществляется еще и «рубежная» диагностика. Цель ее – выявление динамических изменений в развитии обучащихся или отсутствие таковых. Это важное направление диагностической деятельности позволяет корректировать характер и интенсивность помощи каждому конкретному ученику, следить за темпом и качеством его развития.
Второе направление деятельности – коррекционная и развивающая работа. Содержание этого направления работы – развитие и коррекция нарушений познавательной сферы, развитие моторных навыков.
Опираясь на итоги диагностики, учитель-дефектолог комплектует группы учащихся для коррекционных занятий, с учетом характера проблемы, составляет планирование развития учащихся каждой из групп. Для профилактики утомляемости и нарушения работоспособности учащихся учитель-дефектолог применяет специальные методы физической разгрузки и переключения внимания. Чередует виды деятельности, использует современные методики и технологии коррекционной работы.
Третье направление деятельности – аналитическая деятельность. Целью этого направления является анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционного сопровождения ребёнка в УВП. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого воспитанника и, как следствие, анализа эффективности коррекционно-развивающих программ.
Четвертое направление деятельности – консультирование и просвещение. В отношении педагогического коллектива целью такой деятельности можно обозначить налаживание широкого сотрудничества с педагогами и администрацией учреждения в решении различных задач сопровождения воспитанников. Организуется это сотрудничество в значительной мере в процессе индивидуального консультирования и в ходе работы школьного психолого - медико-педагогического консилиума. Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводится по запросу родителей или инициативе педагога-дефектолога и выполняет различные функции:
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
- получение дополнительной диагностической информации от родителей.
Учителем-дефектологом ведется вся предусмотренная положением о дефектологе образовательного учреждения документация. Кабинет учителя-дефектолога имеет необходимое оборудование и литературу. В нем учитель-дефектолог создает необходимую для занятий развивающую среду, пополняет оснащение кабинета новыми пособиями.
Каждое направление деятельности дефектолога включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Можно выделить следующие особенности логопедической работы в коррекционной школе.
1. В связи с тем, что у обучающихся коррекционной школы VIII вида ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. В процессе логопедической работы в коррекционной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
4. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у обучающихся коррекционной школы VIII вида очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать эти этапы закрепления правильных речевых навыков.
9. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т.д.)
11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению обучающихся коррекционной школы VIII вида, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
12. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности обучающихся коррекционной школы VIII вида обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем – на более сложном.
13. При проведении логопедических занятий необходимо понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия должны быть изложены чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.
15. Следует поддерживать у ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
16. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся коррекционной школы VIII вида носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.
Скачать "Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в семье"